Amadeo Battles

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Amadeo Battles » Школа Игры Слов » Уместность употребления глагольных рифм


Уместность употребления глагольных рифм

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

Уместность употребления глагольных рифм

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

А. Пушкин, «Пророк»


Вступительная часть…

«Глагол — часть речи, объединяющая слова, которые, по традиционному определению, обозначают действие или состояние и отвечают на вопросы «что делать?», «что сделать?», «что делал?». Как правило, в предложении глаголы выступают в качестве сказуемого и подлежащего» © Википедия

Глагол – наиболее «живая», «подвижная» часть речи, она придаёт повествованию динамику. Поэтому абсолютно не удивительно, что любой художественный текст содержит множество глаголов. Поэтические тексты исключениями не являются.

«Глагольная рифма – разновидность однородной рифмы; рифма, состоящая только из глаголов: плыву – зову, жить – говорить, играем – страдаем, стараться - волноваться…». © В.В. Онуфриев, "Словарь разновидностей рифмы"

Не секрет, что глаголы достаточно легко рифмовать друг с другом. Например: «пришел-ушел» - очень точная рифма. Но имеет ли она художественную ценность? По статистике - рифмующихся таким образом слов в русском языке больше всего. Это рифмы тавтологического рода - рифмующиеся части и по звучанию, и грамматике, и по смыслу – одно и то же. Рифмуются вовсе не слова, а их грамматические окончания: "ал-ал", "ел-ел", "ил-ил"...


Где можно встретить глагольные рифмы?..

1. Множество глагольных рифм можно встретить в поэзии классиков. Они ими не гнушались и очень часто пользовались.

"Не плачь, не плачь! иль сердцем чуешь,
Дитя, ты близкую беду!..
О, полно, рано ты тоскуешь:
Я от тебя не отойду.
Скорее мужа я утрачу.
Дитя, не плачь! и я заплачу!"
(М. Лермонтов, «Баллада»)

Эти стихи хороши. Но хороши, как классика – для своей эпохи, для своего времени. Сегодня данный слог и стиль выглядят архаичными. А всё из-за глагольных рифм. Рифмующиеся глаголы чересчур упрощают стихотворение, делают его плоским. Такие рифмы можно охарактеризовать коротким словом «было». Они - пройденный этап в поэзии.

2. Часто глагольные рифмы встречаются в текстах песен. Например, здесь:

Виноградную косточку в теплую землю зарою
И лозу поцелую, и спелые гроздья сорву
И друзей позову - на любовь свое сердце настрою
А иначе зачем на земле этой вечной живу?
(Б. Окуджава, «Виноградную косточку в теплую землю зарою…»)

Песню они не портят, придают ей шарм. А всё потому, что текст сопровождается аккомпанементом, который сглаживает негативное впечатление от глагольной рифмовки.
К тому же, глаголы в конце строк имеют одну особенность - придают песням мелодичность. Тексты песен относятся к особому поэтическому жанру, который часто называют "песенная поэзия", это - самостоятельный жанр, и подход к нему – отдельный.

3. Иногда рифмовка глаголов является специальным литературным приёмом, своеобразным лингвистическим упражнением.

Я не знаю, кем ты станешь,
Но я верю – не завянешь,
Не расклеишься, не бросишь,
Не предашь, не пропадешь.
Даже если ты отпрянешь,
Забуксуешь и застрянешь,
Все равно ты доберешься,
Достучишься, добредешь.
(Саша Коврижных, «Сын»)

Лингвистические упражнения особенно полезны начинающим поэтам, с их помощью можно научиться бережней относиться к словам, расставлять их в правильном порядке, вкладывать в каждое максимум смысла.

4. Употребление глагольных рифм вполне уместно, если Вы пишете стилизацию определённого поэтического стиля или подражание классику. Это одни из самых тонких форм ориентации автора на "чужое" слово. Пример подражания:

Лентин к дьякону бежит,
Лентин дьякону кричит:
«Дьякон, где бы нам напиться,
Как бы нам распорядиться?»
(И. Мятлев, «Подражание Пушкину»)

В данных случаях использование глагольных рифм, зачастую, просто необходимо.


Что же делать, как же быть, с чем глагол зарифмовать?..

Раз глаголы не желательно рифмовать с глаголами, следует рифмовать их с другими частями речи. Самый простой и наиболее часто употребляемый вариант - глагол — существительное. Такой метод рифмовки достаточно прост:

Губы трубача смёрзлись в поцелуе
С мундштуком любимой ледяной груди,
Злой мороз встречает скорый поезд всуе
С тем, кого не любят, с тем, кого не жди.
(О. Арефьева, «Гавриил»)

Усложнив задачу, можно получить более изящную рифму - глагол — прилагательное. Как и в первом случае, очень хорошее, сложное и красивое сочетание.

Увозят милых корабли,
Уводит их дорога белая…
И стон стоит вдоль всей земли:
«Мой милый, что тебе я сделала?»
(М. Цветаева, «Вчера еще в глаза глядел…»)

Еще несколько вариантов: глагол — местоимение, глагол — предлог, глагол — числительное, глагол — наречие. Это трудные, но изысканные сочетания. Подобные рифмы частенько встречаются в поэзии И. Бродского:

Ты всем была. Но, потому что ты
Теперь мертва, Бобо моя, ты стала
Ничем — точнее, сгустком пустоты.
Что тоже, как подумаешь, немало.
(И. Бродский, «Похороны Бобо»)

Если же с глаголом срифмовать решительно нечего, можно придумать новое словечко, или же использовать союз, частицу или междометие. Например, с междометиями, коих существует великое множество, можно зарифмовать всё, что угодно. Используйте что-нибудь вроде «ах!», «эх!», «ого!», «апчхи!»:

Ай да хватка,
Ну и ну!
Крепче, чем стальные клещи!
Как же я все эти вещи
На свои места верну?
(А. Ерошин, «Магнит»)

Существуют также великолепные «составные» рифмы. Но о них - как-нибудь потом.

Итоги подведём…

Глагольные рифмы просты и незамысловаты, но не стоит ими злоупотреблять - сегодня этот способ в большинстве своем используют люди, которым «лениво» найти по-настоящему сильное слово для рифмовки. Таким образом, применение глагольных рифм существенно сказывается на качестве произведения, и, разумеется, читателям довольно легко отличить творение "стихотворного лодыря" от трудов старательного поэта. Справедливости ради, добавлю, что бывают случаи, когда сочетание глаголов позволяет максимально точно передать мысль автора, и отказываться от, казалось бы, бесхитростной рифмы, представляется неразумным. Но будьте осторожны: выйти за пределы канонического искусства может себе позволить только настоящий мастер слова, чётко осознающий цели и замысел своего произведения и владеющий магией поэзии настолько, что способен создавать новые лингвистические шедевры.

0

2

теоритически, если я вдруг назову себя миссией прошлого, и перерожденной классикой, то меня не задушат за глаголы? круто))))

0

3

:D  возможно)))

0

4

Я очень долго разбирала лица глаголов, все не как не могла понять. Потом уделила час времени с преподавателем и все разобрали.
Личным и безличным глаголам под силу выразить любое действие и состояние с малейшими оттенками. Для этого обычно не нужны вспомогательные слова, как, например, в английском языке. В 80% случаев глагол справляется сам посредством окончаний, приставок, суффиксов, постфиксов.
Крошечная морфема одного слова вмещает основную информацию для общающихся сторон: кто и о ком рассказывает, когда происходит действие, кто его совершает. Например: причесываю – активное реальное действие одного человека, который сам говорит о себе (от 1 лица), совершается в настоящее время и направлено рассказчиком на сторонний объект. Из перечисленных признаков мы не смогли определить только род.

0

5

Что такое глагол в русском языке?
Фундаментальные знания о том или ином языке базируются на изучении алфавита и основных частей речи. Именно с вопросов “что такое глагол” или “что такое подлежащее” начинается знакомство с русским языком. Эти части речи тесно связаны друг с другом, так как выступают в качестве полнозначных слов - главных членов предложения.

0

6

Возможность так легко рифмовать глагольные  строки во многом обусловлена способностью глаголов изменяться. Категория лица глаголов очень важна.

Спряжение – не самоцель, а инструмент для вычисления безударных личных окончаний. Отправная точка для распознавания – инфинитив (н/ф) и ничто другое. Разноспрягаемые глаголы с ударением на конце слова, предлагаемые школьникам для анализа и “общего развития”, запутывают и отвлекают от грамотного письма. Итак, мы обратили внимание на ключевые моменты, касающиеся глагольной категории лица. Наблюдая за “поведением” глагола в разных речевых ситуациях, можно сделать новые интересные выводы о способах ее выражения.

0


Вы здесь » Amadeo Battles » Школа Игры Слов » Уместность употребления глагольных рифм